пњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљ@Mail.ru

„еловекообразные

ѕредисловие

¬от как началось.

Ђ—казал Ѕог: сотворю человека по образу Ќашему и по подобию Ќашемуї (Ѕытие I, 26).

» стало так. —тал жить и множитьс€ человек, передава€ от отца к сыну, от предков к потомкам живую гор€щую душу Ц дыханье Ѕожье.

¬ечно было в нем искание Ѕога и в признани€, и в отрицании, и не меркнул в нем дух Ѕожий вовеки.

ѕуть человека был путь творчества. ƒл€ него он рождалс€, и цель его жизни была в нем. ѕо преемству духа Ѕожи€ он продолжал созидание мира.

Ђ» сказал Ѕог: да произведет земл€ душу живую по роду е€, скотов и гадов и зверей земных по роду ихї (Ѕытие I, 24).

» стало так.

«атрепетало влажное, еще не отвердевшее тело земное, и закопошилось в нем желание жизни движущимис€ мерцающими точками Ц коловратками.  оловратки наполнили мор€ и реки, всю воду земную, и стали искать, как им овладеть жизнью и укрепитьс€ в ней.

ќни обратились в аннелид, в кольчатых червей, в дев€тиглазых с дрожащими чуткими усиками, ос€зающими малейшее дыхание смерти. ќни обратились в гадов, амфибий, и выползали на берег, и жадно ощупывали землю перепончатыми лапами, и припадали к ней чешуйчатой грудью. » снова искали жизнь, и овладевали ею.

ќдни отрастили себе крыль€ и подн€лись на воздух, другие поползли по земле, третьи закостенили свои позвонки и укрепились на лапах. » все стали приспособл€тьс€, и боротьс€, и жить.

» вот, после многовековой работы, первый усовершенствовавшийс€ гад прин€л вид существа человекообразного. ќн пошел к люд€м и стал жить с ними. ќн учу€л, что без человека ему больше жить нельз€, что человек поведет его за собой в царство духа, куда человекообразному доступа не было. Ёто было выгодно и давало жизнь. ” человекообразных не было прежних чутких усиков, но чутье осталось.

* * *

Ћюди смешались с человекообразными. «аключали с ними браки, имели общих детей. —реди детей одной и той же семьи приходитс€ часто встречать маленьких людей и маленьких человекообразных. » они считаютс€ брать€ми.

Ќо есть семьи чистых людей и чистых человекообразных. ѕоследние многочисленнее, потому что человекообразное сохранило свою быстроразмножаемость еще со времени кольчатого дев€тиглазного периода. ќно и теперь овладевает жизнью посредством количества и интенсивности своего жизнежелани€.

* * *

„еловекообразные раздел€ютс€ на две категории: человекообразные высшего пор€дка и человекообразные низшего пор€дка.

ѕервые до того приспособились к духовной жизни, так хорошо имитируют различные про€влени€ человеческого разума, что дл€ многих поверхностных наблюдателей могут сойти за умных и талантливых людей. Ќо творчества у человекообразных быть не может, потому что у них нет великого Ќачала. ¬ этом их главна€ мука. ќни охватывают жизнь своими лапами, крыль€ми, руками, жадно ощупывают и вбирают ее, но творить не могут.

ќни люб€т все творческое, и им€ каждого гени€ окружено венком из имен человекообразных.

»з них выход€т чудные библиографы, добросовестные критики, усердные компил€торы и биографы, искусные версификаторы.

ќни люб€т чужое творчество и сладострастно трутс€ около него.

ѕереписать стихи поэта, написать некролог о знакомом философе или, что еще отраднее,†Ц личные воспоминани€ о талантливом человеке, в которых можно исать Ђмыї, сочетать в одном свое им€ с именем гени€. —ладостна€ радость жужелицы, котора€ думает об ангеле: Ђћы летаем!Еї

¬ последнее врем€ стали по€вл€тьс€ странные, жуткие книги. »х читают, хвал€т, но удивл€ютс€. ¬ них все. » внешн€€ оригинальность мысли, и мастерска€ форма изложени€. —тихи со всеми признаками принадлежности их к модной школе. Ќо чего-то в них не хватает. ¬ чем дело?

Ёто Ц приспособившиес€ к новому движению человекообразные стали упражн€тьс€.

* * *

„еловекообразные низшего пор€дка менее восприимчивы. ќни все еще ощупывают землю и множатс€, своим количеством овладева€ жизнью.

ќни люб€т приобретать вещи, вс€кие ос€заемые твердые куски, деньги.

ƒеньги они коп€т не сознательно, как человек, желающий власти, а упр€мо и тупо, по инстинкту завладевани€ предметами. ќни очень много ед€т и очень серьезно относ€тс€ ко вс€ким жизненным процессам. ≈сли вы вечером где-нибудь в обществе скажете: Ђя сегодн€ еще не обедалї,†Ц вы увидите, как все человекообразные повернут к вам головы.

* * *

„еловекообразное любит труд. “руд это его инстинкт. “олько трудом может оно добитьс€ существовани€ человеческого, и оно трудитс€ само и заставл€ет других трудитьс€ в помощь себе.

ќдна мгновенна€ творческа€ мысль гени€ перекидывает человечество на несколько веков вперед по той гигантской дороге, по которой должно пробратьс€ человекообразное при помощи перепончатых лап, т€желых крыл, кольчатых извивов и труда бесконечного. Ќо оно идет всегда по той же дороге, вслед за человеком, и все, что брошено гением во внешнюю земную жизнь,†Ц делаетс€ досто€нием человекообразного.

* * *

„еловекообразное движетс€ медленно, усваивает с трудом и раз приобретенное отдает и мен€ет неохотно.

„еловек ищет, заблуждаетс€, решаетс€, создает закон Ц синтез своего искани€ и опыта.

„еловекообразное, приспособл€€сь, принимает закон, и, когда человек, найд€ новое, лучшее, разрушает старое,†Ц человекообразное только после долгой борьбы отцепл€етс€ от прин€того. ќно всегда последнее во всех поворотах пути истории.

“ам, где человек принимает и выбирает,†Ц человекообразное трудитс€ и приспособл€етс€.

* * *

„еловекообразное не понимает смеха. ќно ненавидит смех, как печать Ѕога на лице души человеческой.

¬ оправдание себе оно оклеветало смех, назвало его пошлостью и указывает на то, что смеютс€ даже двухмес€чные младенцы. „еловекообразное не понимает, что есть гримаса смеха, мускульное бессознательное сокращение, встречающеес€ даже у собак, и есть истинный, сознательный и не всем доступный духовный смех, порождаемый неуловимо-сложными и глубокими процессами.

 огда люди вид€т что-нибудь уклон€ющеес€ от истинного, предначертанного, уклон€ющеес€ неожиданно-некрасиво, жалко, ничтожно, и они постигают это уклонение,†Ц душой их овладевает бурна€ экстазна€ радость, торжество духа, знающего истинное и прекрасное. ¬от психическое зарождение смеха.

” человекообразного, земнорожденного, нет духа и нет торжества его Ц и человекообразное ненавидит смех.

¬спомните: в смеющейс€ толпе всегда мелькают недоуменно-тревожные лица.  то-то спешит заглушить смех, переменить разговор. ¬спомните: сверкают злые глаза и сжимаютс€ побледневшие губыЕ Ќекоторые породы человекообразных, отличающиес€ особой приспособленностью, уловили и усвоили внешний симптом и про€вление смеха. » они смеютс€.

—кажите такому человекообразному: Ђ—лушайте! ¬от смешной анекдотї,†Ц и оно сейчас же сократит мускулы лица и издаст смеховые звуки.

“акие человекообразные смеютс€ очень часто, чаще самых веселых людей, но всегда странно Ц или не узнав еще причины, или без причины, или позже общего смеха.

¬ театре на представлении веселого водевил€ или фарса Ц прислушайтесь: после каждой шутки вы услышите два взрыва смеха. —начала засмеютс€ люди, за ними человекообразные.

* * *

„еловекообразное не знает любви.

≈му знакомо только простое, не индивидуализирующее половое чувство. „увство это грубое и острое обычно у человекообразных, как инстинкт завладевани€ землей и жизнью. ¬о им€ его человекообразное жертвует многим, страдает и называет это своей любовью. Ћюбовь эта исчезает у него, как только исполнит свое назначение, то есть даст ему возможность размножитьс€. „еловекообразное любит вступать в брак и блюсти семейные законы.

ƒетей они ласкают мало. Ѕольше Ђвоспитываютї. ќ жене говор€т: Ђона должна любить мужаї. Ќарушение супружеской верности осуждают строже, чем люди, как и вообще нарушение вс€кого закона. Ѕо€тс€, что, испортив старое, придетс€ снова приспособл€тьс€.

„еловекообразные страстно люб€т учить. »з них многие выход€т в учител€, в профессора. ”ча Ц они торжествуют. √овор€ чужие слова ученикам, они представл€ют себе, что это их слова, ими созданные.

* * *

«а последнее врем€ они размножились. ≈сть неоспоримые приметы. ѕо€вились их книги в большом количестве. ѕо€вились кружки. ѕочти вокруг каждого сколько-нибудь выдающегос€ человека сейчас же образуетс€ кружок, школа. Ёто все стараютс€ человекообразные.

ќни притвор€ютс€ теперь великолепно, усвоили себе все ухватки насто€щего человека. ќни лезут в политику, стараютс€ пострадать за идею, выдумывают новые слова или дико сочетают старые, плачут перед —икстинской мадонной и даже притвор€ютс€ развратниками.

ќни стали выдумывать оригинальности. ќни крепнут все более и более и скоро задав€т людей, завладеют землей. ”же много раз приходилось человеку преклон€тьс€ перед их волей, и теперь уже можно думать, что они сговорились и не повернут больше за человеком, а будут сто€ть на месте и его останов€т. ј может быть, прикончат с ним и пойдут назад отдыхать.

ћногие из них уже мечтают и поговаривают о хвостах и лапахЕ

AN id=subtitle>

ѕредисловие

¬от как началось.

Ђ—казал Ѕог: сотворю человека по образу Ќашему и по подобию Ќашемуї (Ѕытие I, 26).

» стало так. —тал жить и множитьс€ человек, передава€ от отца к сыну, от предков к потомкам живую гор€щую душу Ц дыханье Ѕожье.

¬ечно было в нем искание Ѕога и в признани€, и в отрицании, и не меркнул в нем дух Ѕожий вовеки.

ѕуть человека был путь творчества. ƒл€ него он рождалс€, и цель его жизни была в нем. ѕо преемству духа Ѕожи€ он продолжал созидание мира.

Ђ» сказал Ѕог: да произведет земл€ душу живую по роду е€, скотов и гадов и зверей земных по роду ихї (Ѕытие I, 24).

» стало так.

«атрепетало влажное, еще не отвердевшее тело земное, и закопошилось в нем желание жизни движущимис€ мерцающими точками Ц коловратками.  оловратки наполнили мор€ и реки, всю воду земную, и стали искать, как им овладеть жизнью и укрепитьс€ в ней.

ќни обратились в аннелид, в кольчатых червей, в дев€тиглазых с дрожащими чуткими усиками, ос€зающими малейшее дыхание смерти. ќни обратились в гадов, амфибий, и выползали на берег, и жадно ощупывали землю перепончатыми лапами, и припадали к ней чешуйчатой грудью. » снова искали жизнь, и овладевали ею.

ќдни отрастили себе крыль€ и подн€лись на воздух, другие поползли по земле, третьи закостенили свои позвонки и укрепились на лапах. » все стали приспособл€тьс€, и боротьс€, и жить.

» вот, после многовековой работы, первый усовершенствовавшийс€ гад прин€л вид существа человекообразного. ќн пошел к люд€м и стал жить с ними. ќн учу€л, что без человека ему больше жить нельз€, что человек поведет его за собой в царство духа, куда человекообразному доступа не было. Ёто было выгодно и давало жизнь. ” человекообразных не было прежних чутких усиков, но чутье осталось.

* * *

Ћюди смешались с человекообразными. «аключали с ними браки, имели общих детей. —реди детей одной и той же семьи приходитс€ часто встречать маленьких людей и маленьких человекообразных. » они считаютс€ брать€ми.

Ќо есть семьи чистых людей и чистых человекообразных. ѕоследние многочисленнее, потому что человекообразное сохранило свою быстроразмножаемость еще со времени кольчатого дев€тиглазного периода. ќно и теперь овладевает жизнью посредством количества и интенсивности своего жизнежелани€.

* * *

„еловекообразные раздел€ютс€ на две категории: человекообразные высшего пор€дка и человекообразные низшего пор€дка.

ѕервые до того приспособились к духовной жизни, так хорошо имитируют различные про€влени€ человеческого разума, что дл€ многих поверхностных наблюдателей могут сойти за умных и талантливых людей. Ќо творчества у человекообразных быть не может, потому что у них нет великого Ќачала. ¬ этом их главна€ мука. ќни охватывают жизнь своими лапами, крыль€ми, руками, жадно ощупывают и вбирают ее, но творить не могут.

ќни люб€т все творческое, и им€ каждого гени€ окружено венком из имен человекообразных.

»з них выход€т чудные библиографы, добросовестные критики, усердные компил€торы и биографы, искусные версификаторы.

ќни люб€т чужое творчество и сладострастно трутс€ около него.

ѕереписать стихи поэта, написать некролог о знакомом философе или, что еще отраднее,†Ц личные воспоминани€ о талантливом человеке, в которых можно исать Ђмыї, сочетать в одном свое им€ с именем гени€. —ладостна€ радость жужелицы, котора€ думает об ангеле: Ђћы летаем!Еї

¬ последнее врем€ стали по€вл€тьс€ странные, жуткие книги. »х читают, хвал€т, но удивл€ютс€. ¬ них все. » внешн€€ оригинальность мысли, и мастерска€ форма изложени€. —тихи со всеми признаками принадлежности их к модной школе. Ќо чего-то в них не хватает. ¬ чем дело?

Ёто Ц приспособившиес€ к новому движению человекообразные стали упражн€тьс€.

* * *

„еловекообразные низшего пор€дка менее восприимчивы. ќни все еще ощупывают землю и множатс€, своим количеством овладева€ жизнью.

ќни люб€т приобретать вещи, вс€кие ос€заемые твердые куски, деньги.

ƒеньги они коп€т не сознательно, как человек, желающий власти, а упр€мо и тупо, по инстинкту завладевани€ предметами. ќни очень много ед€т и очень серьезно относ€тс€ ко вс€ким жизненным процессам. ≈сли вы вечером где-нибудь в обществе скажете: Ђя сегодн€ еще не обедалї,†Ц вы увидите, как все человекообразные повернут к вам головы.

* * *

„еловекообразное любит труд. “руд это его инстинкт. “олько трудом может оно добитьс€ существовани€ человеческого, и оно трудитс€ само и заставл€ет других трудитьс€ в помощь себе.

ќдна мгновенна€ творческа€ мысль гени€ перекидывает человечество на несколько веков вперед по той гигантской дороге, по которой должно пробратьс€ человекообразное при помощи перепончатых лап, т€желых крыл, кольчатых извивов и труда бесконечного. Ќо оно идет всегда по той же дороге, вслед за человеком, и все, что брошено гением во внешнюю земную жизнь,†Ц делаетс€ досто€нием человекообразного.

* * *

„еловекообразное движетс€ медленно, усваивает с трудом и раз приобретенное отдает и мен€ет неохотно.

„еловек ищет, заблуждаетс€, решаетс€, создает закон Ц синтез своего искани€ и опыта.

„еловекообразное, приспособл€€сь, принимает закон, и, когда человек, найд€ новое, лучшее, разрушает старое,†Ц человекообразное только после долгой борьбы отцепл€етс€ от прин€того. ќно всегда последнее во всех поворотах пути истории.

“ам, где человек принимает и выбирает,†Ц человекообразное трудитс€ и приспособл€етс€.

* * *

„еловекообразное не понимает смеха. ќно ненавидит смех, как печать Ѕога на лице души человеческой.

¬ оправдание себе оно оклеветало смех, назвало его пошлостью и указывает на то, что смеютс€ даже двухмес€чные младенцы. „еловекообразное не понимает, что есть гримаса смеха, мускульное бессознательное сокращение, встречающеес€ даже у собак, и есть истинный, сознательный и не всем доступный духовный смех, порождаемый неуловимо-сложными и глубокими процессами.

 огда люди вид€т что-нибудь уклон€ющеес€ от истинного, предначертанного, уклон€ющеес€ неожиданно-некрасиво, жалко, ничтожно, и они постигают это уклонение,†Ц душой их овладевает бурна€ экстазна€ радость, торжество духа, знающего истинное и прекрасное. ¬от психическое зарождение смеха.

” человекообразного, земнорожденного, нет духа и нет торжества его Ц и человекообразное ненавидит смех.

¬спомните: в смеющейс€ толпе всегда мелькают недоуменно-тревожные лица.  то-то спешит заглушить смех, переменить разговор. ¬спомните: сверкают злые глаза и сжимаютс€ побледневшие губыЕ Ќекоторые породы человекообразных, отличающиес€ особой приспособленностью, уловили и усвоили внешний симптом и про€вление смеха. » они смеютс€.

—кажите такому человекообразному: Ђ—лушайте! ¬от смешной анекдотї,†Ц и оно сейчас же сократит мускулы лица и издаст смеховые звуки.

“акие человекообразные смеютс€ очень часто, чаще самых веселых людей, но всегда странно Ц или не узнав еще причины, или без причины, или позже общего смеха.

¬ театре на представлении веселого водевил€ или фарса Ц прислушайтесь: после каждой шутки вы услышите два взрыва смеха. —начала засмеютс€ люди, за ними человекообразные.

* * *

„еловекообразное не знает любви.

≈му знакомо только простое, не индивидуализирующее половое чувство. „увство это грубое и острое обычно у человекообразных, как инстинкт завладевани€ землей и жизнью. ¬о им€ его человекообразное жертвует многим, страдает и называет это своей любовью. Ћюбовь эта исчезает у него, как только исполнит свое назначение, то есть даст ему возможность размножитьс€. „еловекообразное любит вступать в брак и блюсти семейные законы.

ƒетей они ласкают мало. Ѕольше Ђвоспитываютї. ќ жене говор€т: Ђона должна любить мужаї. Ќарушение супружеской верности осуждают строже, чем люди, как и вообще нарушение вс€кого закона. Ѕо€тс€, что, испортив старое, придетс€ снова приспособл€тьс€.

„еловекообразные страстно люб€т учить. »з них многие выход€т в учител€, в профессора. ”ча Ц они торжествуют. √овор€ чужие слова ученикам, они представл€ют себе, что это их слова, ими созданные.

* * *

«а последнее врем€ они размножились. ≈сть неоспоримые приметы. ѕо€вились их книги в большом количестве. ѕо€вились кружки. ѕочти вокруг каждого сколько-нибудь выдающегос€ человека сейчас же образуетс€ кружок, школа. Ёто все стараютс€ человекообразные.

ќни притвор€ютс€ теперь великолепно, усвоили себе все ухватки насто€щего человека. ќни лезут в политику, стараютс€ пострадать за идею, выдумывают новые слова или дико сочетают старые, плачут перед —икстинской мадонной и даже притвор€ютс€ развратниками.

ќни стали выдумывать оригинальности. ќни крепнут все более и более и скоро задав€т людей, завладеют землей. ”же много раз приходилось человеку преклон€тьс€ перед их волей, и теперь уже можно думать, что они сговорились и не повернут больше за человеком, а будут сто€ть на месте и его останов€т. ј может быть, прикончат с ним и пойдут назад отдыхать.

ћногие из них уже мечтают и поговаривают о хвостах и лапахЕ

AN id=subtitle>

ѕредисловие

¬от как началось.

Ђ—казал Ѕог: сотворю человека по образу Ќашему и по подобию Ќашемуї (Ѕытие I, 26).

» стало так. —тал жить и множитьс€ человек, передава€ от отца к сыну, от предков к потомкам живую гор€щую душу Ц дыханье Ѕожье.

¬ечно было в нем искание Ѕога и в признани€, и в отрицании, и не меркнул в нем дух Ѕожий вовеки.

ѕуть человека был путь творчества. ƒл€ него он рождалс€, и цель его жизни была в нем. ѕо преемству духа Ѕожи€ он продолжал созидание мира.

Ђ» сказал Ѕог: да произведет земл€ душу живую по роду е€, скотов и гадов и зверей земных по роду ихї (Ѕытие I, 24).

» стало так.

«атрепетало влажное, еще не отвердевшее тело земное, и закопошилось в нем желание жизни движущимис€ мерцающими точками Ц коловратками.  оловратки наполнили мор€ и реки, всю воду земную, и стали искать, как им овладеть жизнью и укрепитьс€ в ней.

ќни обратились в аннелид, в кольчатых червей, в дев€тиглазых с дрожащими чуткими усиками, ос€зающими малейшее дыхание смерти. ќни обратились в гадов, амфибий, и выползали на берег, и жадно ощупывали землю перепончатыми лапами, и припадали к ней чешуйчатой грудью. » снова искали жизнь, и овладевали ею.

ќдни отрастили себе крыль€ и подн€лись на воздух, другие поползли по земле, третьи закостенили свои позвонки и укрепились на лапах. » все стали приспособл€тьс€, и боротьс€, и жить.

» вот, после многовековой работы, первый усовершенствовавшийс€ гад прин€л вид существа человекообразного. ќн пошел к люд€м и стал жить с ними. ќн учу€л, что без человека ему больше жить нельз€, что человек поведет его за собой в царство духа, куда человекообразному доступа не было. Ёто было выгодно и давало жизнь. ” человекообразных не было прежних чутких усиков, но чутье осталось.

* * *

Ћюди смешались с человекообразными. «аключали с ними браки, имели общих детей. —реди детей одной и той же семьи приходитс€ часто встречать маленьких людей и маленьких человекообразных. » они считаютс€ брать€ми.

Ќо есть семьи чистых людей и чистых человекообразных. ѕоследние многочисленнее, потому что человекообразное сохранило свою быстроразмножаемость еще со времени кольчатого дев€тиглазного периода. ќно и теперь овладевает жизнью посредством количества и интенсивности своего жизнежелани€.

* * *

„еловекообразные раздел€ютс€ на две категории: человекообразные высшего пор€дка и человекообразные низшего пор€дка.

ѕервые до того приспособились к духовной жизни, так хорошо имитируют различные про€влени€ человеческого разума, что дл€ многих поверхностных наблюдателей могут сойти за умных и талантливых людей. Ќо творчества у человекообразных быть не может, потому что у них нет великого Ќачала. ¬ этом их главна€ мука. ќни охватывают жизнь своими лапами, крыль€ми, руками, жадно ощупывают и вбирают ее, но творить не могут.

ќни люб€т все творческое, и им€ каждого гени€ окружено венком из имен человекообразных.

»з них выход€т чудные библиографы, добросовестные критики, усердные компил€торы и биографы, искусные версификаторы.

ќни люб€т чужое творчество и сладострастно трутс€ около него.

ѕереписать стихи поэта, написать некролог о знакомом философе или, что еще отраднее,†Ц личные воспоминани€ о талантливом человеке, в которых можно исать Ђмыї, сочетать в одном свое им€ с именем гени€. —ладостна€ радость жужелицы, котора€ думает об ангеле: Ђћы летаем!Еї

¬ последнее врем€ стали по€вл€тьс€ странные, жуткие книги. »х читают, хвал€т, но удивл€ютс€. ¬ них все. » внешн€€ оригинальность мысли, и мастерска€ форма изложени€. —тихи со всеми признаками принадлежности их к модной школе. Ќо чего-то в них не хватает. ¬ чем дело?

Ёто Ц приспособившиес€ к новому движению человекообразные стали упражн€тьс€.

* * *

„еловекообразные низшего пор€дка менее восприимчивы. ќни все еще ощупывают землю и множатс€, своим количеством овладева€ жизнью.

ќни люб€т приобретать вещи, вс€кие ос€заемые твердые куски, деньги.

ƒеньги они коп€т не сознательно, как человек, желающий власти, а упр€мо и тупо, по инстинкту завладевани€ предметами. ќни очень много ед€т и очень серьезно относ€тс€ ко вс€ким жизненным процессам. ≈сли вы вечером где-нибудь в обществе скажете: Ђя сегодн€ еще не обедалї,†Ц вы увидите, как все человекообразные повернут к вам головы.

* * *

„еловекообразное любит труд. “руд это его инстинкт. “олько трудом может оно добитьс€ существовани€ человеческого, и оно трудитс€ само и заставл€ет других трудитьс€ в помощь себе.

ќдна мгновенна€ творческа€ мысль гени€ перекидывает человечество на несколько веков вперед по той гигантской дороге, по которой должно пробратьс€ человекообразное при помощи перепончатых лап, т€желых крыл, кольчатых извивов и труда бесконечного. Ќо оно идет всегда по той же дороге, вслед за человеком, и все, что брошено гением во внешнюю земную жизнь,†Ц делаетс€ досто€нием человекообразного.

* * *

„еловекообразное движетс€ медленно, усваивает с трудом и раз приобретенное отдает и мен€ет неохотно.

„еловек ищет, заблуждаетс€, решаетс€, создает закон Ц синтез своего искани€ и опыта.

„еловекообразное, приспособл€€сь, принимает закон, и, когда человек, найд€ новое, лучшее, разрушает старое,†Ц человекообразное только после долгой борьбы отцепл€етс€ от прин€того. ќно всегда последнее во всех поворотах пути истории.

“ам, где человек принимает и выбирает,†Ц человекообразное трудитс€ и приспособл€етс€.

* * *

„еловекообразное не понимает смеха. ќно ненавидит смех, как печать Ѕога на лице души человеческой.

¬ оправдание себе оно оклеветало смех, назвало его пошлостью и указывает на то, что смеютс€ даже двухмес€чные младенцы. „еловекообразное не понимает, что есть гримаса смеха, мускульное бессознательное сокращение, встречающеес€ даже у собак, и есть истинный, сознательный и не всем доступный духовный смех, порождаемый неуловимо-сложными и глубокими процессами.

 огда люди вид€т что-нибудь уклон€ющеес€ от истинного, предначертанного, уклон€ющеес€ неожиданно-некрасиво, жалко, ничтожно, и они постигают это уклонение,†Ц душой их овладевает бурна€ экстазна€ радость, торжество духа, знающего истинное и прекрасное. ¬от психическое зарождение смеха.

” человекообразного, земнорожденного, нет духа и нет торжества его Ц и человекообразное ненавидит смех.

¬спомните: в смеющейс€ толпе всегда мелькают недоуменно-тревожные лица.  то-то спешит заглушить смех, переменить разговор. ¬спомните: сверкают злые глаза и сжимаютс€ побледневшие губыЕ Ќекоторые породы человекообразных, отличающиес€ особой приспособленностью, уловили и усвоили внешний симптом и про€вление смеха. » они смеютс€.

—кажите такому человекообразному: Ђ—лушайте! ¬от смешной анекдотї,†Ц и оно сейчас же сократит мускулы лица и издаст смеховые звуки.

“акие человекообразные смеютс€ очень часто, чаще самых веселых людей, но всегда странно Ц или не узнав еще причины, или без причины, или позже общего смеха.

¬ театре на представлении веселого водевил€ или фарса Ц прислушайтесь: после каждой шутки вы услышите два взрыва смеха. —начала засмеютс€ люди, за ними человекообразные.

* * *

„еловекообразное не знает любви.

≈му знакомо только простое, не индивидуализирующее половое чувство. „увство это грубое и острое обычно у человекообразных, как инстинкт завладевани€ землей и жизнью. ¬о им€ его человекообразное жертвует многим, страдает и называет это своей любовью. Ћюбовь эта исчезает у него, как только исполнит свое назначение, то есть даст ему возможность размножитьс€. „еловекообразное любит вступать в брак и блюсти семейные законы.

ƒетей они ласкают мало. Ѕольше Ђвоспитываютї. ќ жене говор€т: Ђона должна любить мужаї. Ќарушение супружеской верности осуждают строже, чем люди, как и вообще нарушение вс€кого закона. Ѕо€тс€, что, испортив старое, придетс€ снова приспособл€тьс€.

„еловекообразные страстно люб€т учить. »з них многие выход€т в учител€, в профессора. ”ча Ц они торжествуют. √овор€ чужие слова ученикам, они представл€ют себе, что это их слова, ими созданные.

* * *

«а последнее врем€ они размножились. ≈сть неоспоримые приметы. ѕо€вились их книги в большом количестве. ѕо€вились кружки. ѕочти вокруг каждого сколько-нибудь выдающегос€ человека сейчас же образуетс€ кружок, школа. Ёто все стараютс€ человекообразные.

ќни притвор€ютс€ теперь великолепно, усвоили себе все ухватки насто€щего человека. ќни лезут в политику, стараютс€ пострадать за идею, выдумывают новые слова или дико сочетают старые, плачут перед —икстинской мадонной и даже притвор€ютс€ развратниками.

ќни стали выдумывать оригинальности. ќни крепнут все более и более и скоро задав€т людей, завладеют землей. ”же много раз приходилось человеку преклон€тьс€ перед их волей, и теперь уже можно думать, что они сговорились и не повернут больше за человеком, а будут сто€ть на месте и его останов€т. ј может быть, прикончат с ним и пойдут назад отдыхать.

ћногие из них уже мечтают и поговаривают о хвостах и лапахЕ

AN id=subtitle>

ѕредисловие

¬от как началось.

Ђ—казал Ѕог: сотворю человека по образу Ќашему и по подобию Ќашемуї (Ѕытие I, 26).

» стало так. —тал жить и множитьс€ человек, передава€ от отца к сыну, от предков к потомкам живую гор€щую душу Ц дыханье Ѕожье.

¬ечно было в нем искание Ѕога и в признани€, и в отрицании, и не меркнул в нем дух Ѕожий вовеки.

ѕуть человека был путь творчества. ƒл€ него он рождалс€, и цель его жизни была в нем. ѕо преемству духа Ѕожи€ он продолжал созидание мира.

Ђ» сказал Ѕог: да произведет земл€ душу живую по роду е€, скотов и гадов и зверей земных по роду ихї (Ѕытие I, 24).