пњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљ@Mail.ru

Ђѕредпраздничноеї

I

ѕредрождественское настроение определеннее всего выражаетс€ в оживлении √остиного двора.

¬ окнах Ц заманчива€ выставка материй, кружев, лент, и всюду коротенькие, но красноречивые объ€влени€:

Ђ—пециально дл€ подарковї.

≈сли вы войдете в магазин и спросите какую-нибудь материю, приказчик предупредительно осведомитс€:

Ц†ƒл€ вас прикажете или дл€ подарков?

», узнав, что дл€ подарков, будет предлагать совсем особого качества товар.

ƒело не так просто, как вы, может быть, думаете.

“овар этот изготовлен на самой тонкой психологии.

«а выработкой материала наблюдают специалисты, знатоки души человеческой.

ƒл€ подарка Ц значит, нужно, чтобы было красиво и имело вид дорогого, потому что нужно вызвать в Ђодар€емомї радость и благодарность.

ƒл€ подарка Ц значит, не дл€ себ€, значит, платить хочетс€ подешевле, и забота о доброкачественности покупаемого отсутствует вполне.

»так, основой дл€ приготовлени€ рождественских подарков беретс€ основа человеческих отношений: поменьше заплатить Ц побольше получить.

Ђ уплю дл€ бонны этой др€ни в крапинках,†Ц думает барын€, ощупыва€ материю.†Ц — виду оно будто атлас. ¬се равно не разберет; € скажу, что такой шелкЕ ќна рада будет, поможет ћанечке платьице сшитьї.

Ђƒл€ тетеньки куплю этой полосатой,†Ц думает друга€.†Ц √осподи! ѕр€мо по нитке лезет. Ќу, да ничего, она все равно после праздников уедет, при мне шить не станетї.

Ц†¬ам дл€ прислуги?†Ц спрашивает приказчик.

», получив утвердительный ответ, справл€етс€ о подробност€х:

Ц†ќни кухарка? ƒл€ кухарок предпочтительнее всего коричневое бордо с желтой горошиной.  летка дл€ кухарки тоже хороша. ќсобливо с красным. ѕотому цвет лица у кухарок пылкий и требует оживлени€ в кофтах.

Ц†ƒл€ н€нюшки? ƒл€ н€нюшки солидное с мелким цветком, кардикал-эстрагон, лиловое с миль-флеромЕ

Ц†ƒл€ горнишен веселенькое под шелк, с ажурчиком под орокарЕ

Ц†ƒл€ гуверн€нек-с вот это, под мужской жилет, под рытый бархат, под вагерлооЕ

Ц†ј вот дл€ вас лично могу рекомендовать последние новости: аэроплан в полосочку, пропеллер с начесом, решительный с ворсом, вуазен в клетку, фарман с мелкими дырочками, международна€-двулична€, хорошо дл€ стиркиЕ ћальчик! ѕодай стул барыне Ц оне на ногах качаютс€!

 роме материй есть еще специальные вещицы дл€ подарков.

—транные вещицы!

ѕродаютс€ они обыкновенно в парфюмерных или писчебумажных магазинах.

‘орма их сама€ разнообразна€.

ћатериал тоже.

Ѕывают они и из фарфора, и из металла, и из вс€ких шелковых тр€почек, но что они изображают и дл€ чего предназначаютс€ Ц никто не знаетЕ

Ц†—кажите, пожалуйста, что это за штучка?†Ц робко спрашиваете вы у продавщицы.

Ц†Ёто?†Ц недоумевает она.†Ц ЁтоЕ

» она произносит несколько свист€щих и шип€щих.

Ц†ј-а!†Ц притвор€етесь вы, что пон€ли.†Ц —транно, что € сразу не узнал. јЕ собственно говор€, дл€ чего она?

Ќовое недоумение и ответ.

Ц†ƒл€ подарков.

Ц†јх да! ј сколько стоит?

Ц†„етыре с полтиной. ј поменьше и без бронзы Ц три.

¬ас начинает прит€гивать к загадочной вещице какое-то странное тупое любопытство. ¬ы покупаете ее и много дней придумываете, кому подарить. Ќаконец жертва выбрана.

Ц†ѕрелестна€ вещица,†Ц мечтательно благодарит она вас.†Ц Ёто, верно, дл€ перьев.

Ц†“о естьЕ гмЕ Ќу да, конечно, дл€ перьев.

Ц†—транноЕ ј € думал, что это дл€ снимани€ сапог,†Ц вставл€ет свое слово старый д€дюшка-провинциал.

Ц†Ќет, это скорее всего дл€ штопань€ чулок,†Ц говорит тетка.†Ц ¬идишь, оно вроде грибаЕ

Ц†ј мне кажетс€, его нужно вешать на лампуЕ

Ц†Ќет, это подчашникЕ „его вы смеетесь? ¬едь бывают же подстаканники, так почему жеЕ

Ѕарышни шепчут что-то друг другу на ухо и, густо покраснев, смеютс€ до слез.

Ц†Ќеплавда!†Ц говорит толстый маленький мальчик.†Ц я знаю, что это: это наушник дл€ зайцаЕ

ѕотом начинают говорить о предполагаемом пикнике, на который вас не приглашаютЕ

II

¬опрос о том, как украсить елку и что на нее повесить, решен давно, может быть, целое столетие тому назад.

 аждый знает, что именно нужно покупать.

Ќа самую верхушку Ц звезду. ¬ешаетс€ она специально дл€ дам-писательниц, чтобы дать им сюжет о бедном мальчике, которому бабушка обещала показать звездочку, но надула. ћальчик умрет, а бабушка исправитс€ и перестанет говорить надвое.

Ќа нижние ветки подвешиваетс€ вс€ка€ др€нь Ц там никому, кроме самых маленьких детей, ничего не видно.

ј самые маленькие дети, если и поймут, что под елкой висит др€нь, все равно рассказать об этом не сумеют, потому что их не учили гадким словам.

„уть-чуть повыше вешаютс€ маленькие каменные €блоки, рекомендованные торговцами специально дл€ елок.

Ц†ƒействительно,†Ц говор€т они,†Ц мала штучка, а вот поди-ка раскуси!

—амый лучший, отборный р€д украшений вешаетс€ не ниже двухаршинного рассто€ни€ от пола. «десь маленькие дети не достанут, а большим все хорошо видно.

«десь помещаютс€ бонбоньерки подороже и разные вещицы, дающие хоз€евам возможность показать свое остроумие.

Ц†Ётот башмачок дл€ јлександра јлексеевича,†Ц решает хоз€йка.†Ц я ему подам его и скажу: Ђ¬от под этим предметом желаю вам находитьс€ї.

Ц†ј эту скрипочку ќсипу —ергеевичу: Ђѕусть все под нее пл€шутї.

Ц†„то-о? Ќичего не понимаю,†Ц удивл€етс€ муж.

Ц†ќчень просто: желаю, чтобы все пл€сали под его дудку.

Ц†“ак ведь это же не дудка, а скрипкаЕ

Ц† ак глупо! Ќе все ли равно. Ћишь бы был инструментЕ

Ц†ј эта свинь€ с золотом дл€ кого?

Ц†Ёто дл€ папашиЕ

Ц†√мЕ ј он не обидитс€?

Ц†“ы с ума сошел! Ёто сама€ счастлива€ эмблемаЕ

ѕовыше вешаютс€ орехи, бусы и вещи, которые жалко дарить чужим дет€м.

Ц†’орошо, милочка, этот зайчик достанетс€ тебе. “ы напомни, когда будешь уезжать. ј теперь, видишь, мне не достатьЕ

* * *

“аков пор€док, осв€щенный векамиЕ » вс€ка€ хоз€йка дома, получивша€ приличное воспитание (неприличное, впрочем, кажетс€, никому и не даетс€), справитс€ с этим делом без особого труда.

√ораздо труднее решить вопрос о том, что класть под елку, что выбирать дл€ подарков.

ѕрежде всего обращаетс€ внимание на так называемые Ђпрактичные подаркиї.

»х иногда даже выписывают из ¬аршавы. Ђ¬от, Ќаденька,†Ц говорит муж,†Ц нужно раздобыть дл€ ћишел€ этот приборчик. Ќазываетс€: Ђ аждый сам себе позолотчикї. ѕрилагаютс€ разные кисточки, лаки, золотой порошок. ≈му понравитс€. ќн ведь любит пачкать все, что под руку попадаетс€.

Ц†ј дл€ јркади€ ¬ень€миновича вот это. —лушай: Ђ аждый сам себе сифонї. ¬идишь, вот эту трубочку воткнуть в пробкуЕ

Ц†ј —ереже можно просто подарить твою пепельницу с круглого стола. —кажем, что это новость, что это Ђ аждый сам себе пепельницаї.

«атем подбираютс€ подарки ехидно-мстительного характера.

ƒл€ старой девы Ц амур с розгой, дл€ домовладельца Ц заводной трамвайчик, дл€ вегетарианца Ц картонна€ котлетка.

¬ыбираютс€ вещи все самые обидные, и на совет приглашаетс€ стара€ гувернантка только потому, что у нее скверный характер.

* * *

Ќаконец доходит очередь и до детей.

ћаленьким мальчикам по насто€нию приказчиков приобретаютс€ дерев€нные ружь€, из которых они на ƒругой же день запаливают пробкой в лоб своему грудному братцу, и разные рожки и трубы, в которые им запрет€т трубить.

ƒл€ детей самого беззащитного возраста (от года до двух) рекомендуютс€ игрушки, которых нельз€ брать в руку потому, что они выкрашены €довитой краской, и конфетки, которых нельз€ есть потому, что они изготовлены на салициле, сахарине, глицерине, стрихнине, трихине и прочих растительных и животных €дах.

ƒл€ реб€т дошкольного возраста лучше всего покупать книжки с картинками.

ћежду ними бывают такие (€ говорю о книжках с картинками), которые могли бы не без пользы прочесть и люди солидного возраста.

я помню, мне рекомендовал приказчик книжного магазина дл€ девочки семи лет: Ђ—ластолюбива€ —он€ї.

√лубоко нравственна€ истори€ начиналась следующими словами:

Ђћаленька€ —он€ была очень сластолюбива. ќднажды она съела все вишневое варенье, которое с трудом и заботами сварила дл€ своих друзей ее добра€ матьї.

¬ конце рассказа маленька€ —он€ строго наказана за свое сластолюбие, и дети-читатели убеждаютс€ раз навсегда, что сластолюбивыми быть невыгодно.

¬ большом ходу также переводные немецкие книжки. Ќа русских детей они действуют несколько двусмысленно.

≈сть, например, рассказ про маленького ‘рица, сделавшего тыс€чи добрых дел, которые были бы не иод силу самому всесовершенному Ѕудде. ¬ конце рассказа маленький ‘риц идет по улице, и все прохожие, смотр€ на него, говор€т: Ђ¬от идет наш добрый маленький ‘рицї. “олько и всего!

ѕрочт€ этот рассказ, русские дети убеждаютс€, что добрые дела вознаграждаютс€ очень плохо, и стараютс€ впредь сдерживать свои сердечные порывы.

≈сть еще очень поучительный рассказ про маленького √енриха, который вел себ€ очень скверно и был в наказание оставлен без обеда. » Ђв то врем€ как сестры и брать€ его ели вкусные гов€жьи соусы, он принужден был довольствоватьс€ печеным €блоком и чашкой шоколада!ї

 нига эта производит на русских детей самое развращающее действие. я знаю двоих, которые пр€мо взбесились, добива€сь счасть€ есть печеные €блоки и пить шоколад вместо скверных гов€жьих соусов. Ѕезнравственна€ книга!

ћы-то, взрослые, давно знаем, что добродетель питаетс€ гов€жьими соусами в то врем€, как разные безобразники лаком€тс€ шоколадом, но зачем же открывать глаза дег€м? «адача педагогики Ц как можно

дольше сохран€ть в дет€х их невинную бессмысленность, чтобы из них могли выработатьс€ сознательные люди только к тридцати годам. »наче, подумайте, что бы было!  ого бы мы тогда эксплуатировали? Ќа ком бы выезжали?

Ќет, господа! Ѕерегитесь вредных книжек, лишающих наших детей их очаровательной беззащитности!