пњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљ@Mail.ru

¬спомнилось

...¬спомнилось, веро€тно, потому, что это нека€ годовщина. “огда тоже были св€тки†- невеселые, во врем€ войны. ѕомню так точно что было это на св€тках, потому что началось с моего рождественского рассказа, напечатанного в парадном номере "Ѕиржевых ведомостей" ”†нас прин€то было на –ождестве, в Ќовый год и на ѕасхе гастролировать в чужих газетах, в тех, в которых обычно не работали.

–ассказ, который € дала на этот раз "Ѕиржевым ведомост€м", был грустный и нежный и многих растрогал, так что € получила по этому поводу несколько писем, в том числе от Ћеонида јндреева, ј.† они и »льи –епина.

¬ скором времени после этого возвращалась € как-то к себе домой и говорит мне горнична€, что какой-то господин давно уже дожидаетс€ мен€ и за€вил, что пока не дождетс€†- не уйдет. я†никого не приглашала и немного удивилась.

¬хожу в гостиную†- никого нет.

»ду дальше. ¬хожу в кабинет. »†вижу нечто удивительное: сидит за моим письменным столом длинный, черный, носатый, всем известный и поныне у большевиков здравствующие критик и, выдвинув €щики, вывалив из них бумаги, что-то по-видимому, отбирает, потому что с правой стороны аккуратно сложил какие-то письма.

 артина дика€. Ќе то взломщик, не то обыск делает.

я так за него сконфузилась, что первым движением было спр€татьс€ за портьеру. Ќо не успела € двинутьс€, как он, на мгновение оторвавшись от чтени€ какого-то письма, быстро скользнул по мне глазами и деловито сказал:

- ѕодождите минуточку.

¬ыходило так, что € влезла не воврем€ и мешаю человеку дело делать.

- ќчень интересно!†- продолжал он.†- ¬ы мне это письмо непременно должны подарить. ќчень интересно. ќно мне пригодитс€. я†никак не ожидал, что он может так писать. Ќу на что оно вам? ¬се равно потер€ете.

- ј что это за письмо?†- робко полюбопытствовала €.

- ќт  они,†- отвечал он, складыва€ бумагу и запихива€ ее в свою записную книжку.

"Ќужно ему сказать, что это безобразие, хулиганство... «алез в чужой стол..."†- думала €, но никак не могла начать. ќн действовал так спокойно и уверенно, что мне начинало казатьс€, что, может быть, это так и полагаетс€. ”ж очень все это было неверо€тно: и то, что в стол залез, и то, что ничуть не смущен. —ловом, €, что называетс€, оторопела. ј†он, должно быть, действительно считал свой поступок вполне естественным.

- —лушайте,†- сказал он, подыма€сь.†- „ай пить мне у вас некогда (точно € предлагала!), а пришел € к вам по просьбе –епина. ќн просил непременно как можно скорее привезти вас к нему в  уоккалу. ’очет писать ваш портрет. —егодн€ уж поздно, а завтра € заеду утром. Ѕудьте готовы. Ќу, до свидань€. —пасибо за письмо.

—огнулс€ жгутом, поцеловал мне руку, и вышел. я†долго сидела за столом, пожимала плечами, сме€лась, негодовала, провер€ла, какие именно письма побывали у него в руках, злилась, снова сме€лась†- словом, переживаний хватило на весь вечер. ƒаже справл€лась по телефону у своих друзей†- "бывает ли вообще такое на свете", и что это, собственно говор€, такое, и к какой категории €влений следует это отнести. ћне отвечали:

- јх! јх!

- Ѕыть не может!

- ¬ы, верно, что-нибудь не так рассказываете.

- ’амство потр€сающее!

- Ќе банально!

- ¬оображаю, как вы рассердились!

- Ќадеюсь, вы его сумели поставить на место?

- ¬ы его, конечно, отчитали?

- Ќу, конечно,†- отвечала €.†- ћне даже непри€тно вспомнить, что € так вышли из себ€.

* * *

”тром он заехал за мной.

¬ыехали из серого ослизлого ѕетербурга (тогда уже ѕетрограда). «астучал вагон по белым снегам, блеснуло солнце. Ќа полустанке выбегали местные жители, почтальоны, которым бросали из почтового вагона мешочки с письмами, бабы, мальчишки, и все на каком-то приспособлении, напоминающем здешние патинетки, только вместо дощечки на колесах†- длинна€ железна€ полоса†конек. “ак все и бегали, подталкива€сь одной ногой.

ѕриехали в  уоккалу. ѕомню, какой-то молодой человек с бородкой вышел встречать нас на станцию, какие-то мальчишки, обгон€€ друг друга, побежали к вилле "ѕенаты" сказать, что мы идем.

’оз€ин встретил радушно и ласково, усадил за стол, угощал, и все врем€ ловила € на себе его пристальный взгл€д, такой знакомый взгл€д художника, готов€щегос€ зарисовать натуру.

- Ќу, теперь пойдем работать.

  удивлению моему, за нами подн€лись все. ѕервый раз в жизни видела € художника, которому не мешало присутствие посторонних. Ѕольшинство с удовольствием выгнало бы даже саму модель, если можно было бы обойтись без нее, так т€жело действует на их творчество близость живого существа. я†знала художника очень известного, который, рису€ дерево, выгон€л всех из парка, из самых дальних тропинок.

- ¬друг случайно обойдет сбоку, встанет на горку да и загл€нет за мольберт!

–епин посадил мен€ на довольно высокий помост, сам сел близко книзу.

- Ўл€пку можете оставить,†- сказал он,†- сделаем такой парижский жанр. ј†вы,†- обратилс€ он к одному из гостей,†- будете нам читать вот этот рассказик. Ёто даст настроение.

ќн вз€л со стола какую-то книгу, вынул из нее сложенный в несколько раз газетный лист, расправил его.

- ¬от этот рассказ. ¬ы хорошо читаете.

¬се притихли. –епин вз€л большой картон, карандаши.

„тец начал.

"„то это такое знакомое? √де это € читала?†- подумала €.†- јх, вот это что!"

Ёто был мой собственный рассказ, тот самый из "Ѕиржевых ведомостей", о котором –епин мне писал.

» то, как он выбрал этот рассказ и попросил прочесть, было сделано без подчеркнутой, нарочитой любезности и галантности, так просто, серьезно и ласково, что сразу создало атмосферу какой-то задушевности, любовности. ’отелось опустить голову и спокойно чуть-чуть улыбатьс€.

“акою он мен€ и зарисовал.

Ётот портрет был сделан цветными карандашами, в манере у –епина дл€ мен€ совсем неожиданной и новой, в жанре —омова†- —омов любил такие карандашные рисунки, чуть-чуть подцвеченные.

- я вам потом отдам этот портрет,†- обещал –епин.†- Ќужно его еще закончить.

ќн, кажетс€, был доволен своей работой.

¬ столовой ждал нас обед за знаменитым круглым вращающимс€ столом.  ушань€ вегетарианские, очень разнообразные, стол крутитс€ по вашему желанию во все стороны, и если какое блюдо понравитс€, можете возвращатьс€ к нему хоть п€тнадцать раз. “ак, кажетс€, многие и делали.

* * *

ѕортрет скоро был закончен, и –епин должен был отослать его на какую-то выставку.

ѕотом наступили дикие времена, и о судьбе портрета € узнала уже много лет спуст€ здесь, в эмиграции.

¬.†3., старый и преданный друг –епина, передал мне, что »ль€ ≈фимович просил мен€ прислать ему мою последнюю книгу.  онечно, € сейчас же это и сделала. ¬†ответ получила от –епина письмо, в котором он писал, между прочим, что портрет мой был отослан им на выставку в јмерику и затер€лс€ на таможне. »†он просил мен€ прислать ему несколько моих фотографий, без ретуши, чтобы "взгл€нуть" на мен€ и сделать набросок.

я долго собиралась заказать эти снимки. ¬еро€тно, года два.  огда наконец решилась и послала ему две карточки, получила письмо от его дочери ¬еры. ќна писала, что »ль€ ≈фимович очень рад и благодарит, но сам написать мне уже не может.

„ерез несколько дней пришла весть о его смерти...

≈сть какой-то лад, пульс у времени, тот самый, который заставл€ет звезды после долгих перебоев-перерывов возвращатьс€ на то же место и вычерчивать в беспредельности тот же рисунок своего пути. ј†человеческа€ пам€ть, покорна€ этому ладу, возвращает душу на далекую, пройденную полосу жизни.

—егодн€ увидела € зимний вечереющий день, теплый, желтый свет лампы, внимательный взгл€д ласковых, чуть-чуть лукавых глаз из-под серых, седоватых бровей...